Баннеры

13 марта 2014 г.

Человек в искусстве и искусство в человеке - интервью с Николаем Кравченко

В прошлом году, известный николаевец, художественный руководитель Русского драматического театра, депутат Областного совета Николай Кравченко, отмечал свое 60-летие. В посвященном этому событию интервью, интернет-издание «Мой город N» поднимает тему человека в искусстве и искусства в человеке.


- Вы знаете Николай Антонович, даже исходя из того, что вы фигура известная, найти вашу биографию в интернете практически невозможно, а на сайте театра информация лишь о ваших постановках. Скажите, это проявление разделения человека и искусства, с публичной точки зрения, или нечто другое?

- Я занимаюсь театром, и я занимаюсь творчеством, но я боюсь говорить о том, что я создаю искусство. Ведь нужно многому учиться и многое постичь, чтобы иметь право говорить о том, что я создаю высокие образцы театрального искусства. Человек, работающий в данной сфере, должен пройти проверку временем, своими постановками и своими учениками, как и каждый художник, пишущий картины, и каждый композитор сочиняющий музыку.

- Что, по вашему мнению, позволяет выделить человека искусства из «серой массы»? В чем самые яркие отличия такого человека, и всегда ли эти отличия несут положительные изменения в жизни?

Человеку искусства, его качества несут целую гамму эмоций. Такой человек, зачастую, страдает от факта своей нереализованности, ведь чтобы бы не делал такой человек, он всегда будет недоволен собой. Творческий человек может обвинять в этом себя и заниматься самоедством, а также обвинять окружение – «Я талант, но мне не дали…».

Очень часто мне попадались люди, которые говорили, что не смогли себя реализовать, так как была тоталитарная система. Ну а как же те люди, которые себя реализовали в эти же самые времена? Возьмем Дмитрия Креминя, лауреата шевченковской премии – сколько я его знаю, он все время разговаривал на украинском языке, и никто не мог запретить ему это делать. Никто не мог запретить ему писать стихи, или стать лауреатом престижных премий, и никто ему не мешает сейчас. А те люди, которые говорят о своей нереализованности по чьей-то вине, скорее были недостаточно талантливы, и любая система для них как ненастная погода для ленивого человека – хороший повод оправдать своё бездействие. Во все времена они пытались сохранить комфорт в творчестве, а комфорт и творчество понятия, по большому счету, не совместимые.

Творчество – это преодоление болевого барьера, ты начнешь творить только тогда, когда у тебя обострённое, болезненное восприятие реальности, когда ты глубоко воспринимаешь чужую боль. И это подтверждается биографиями большинства писателей и поэтов – Высоцким, Цветаевой, Ахматовой и т.д. Но, наверное, труднее всего не превратить свою боль в ненависть, найти в себе силы не упасть в уныние, а искать в себе и в жизни позитив – это удел творческой личности.

Также яркая черта творческого человека – одержимость, преданность своему делу. Одержимость дает толчок заниматься своим делом, ведь правильное сочетание успешного человека это 5 % таланта и 95 % труда. И главное – довести себя до такого уровня, на котором тебе будет нравиться то, что ты делаешь. И, конечно же, найти общий язык и сопоставить себя с коллективом, в котором ты работаешь.

- Когда же вы обнаружили творческое и театральное начало в себе? И как решили поступать в Днепропетровское театральное училище?

Боюсь, что это все-таки случай. Я родился на севере Николаевской области, в той местности, откуда родом корифеи украинского театра: Садовский, Карпенко-Карый, Саксаганский. Когда я шел в театральное училище я не имел глубоких знаний в сфере театра, поэтому решение было на уровне космоса. Поступали мы вместе с другом, однажды сели и решили – «Давай поедем в театральное училище? – Давай!». Родители, плохо представляя тонкости актёрского ремесла, хотя и не возражали, но в глазах читался вопрос: «А может, что-нибудь попроще? Почему не штукатур или не инженер?»

В училище был серьезный конкурс – 17 человек на одно место, но мы прошли, притом оба! Сейчас я понимаю, что тех знаний, которые у меня были при поступлении, катастрофически не хватало, поэтому стоит признаться – это просто чудо, что я туда попал.

В первые годы работы актером, я был баловнем судьбы, но позже она сыграла со мной злую шутку. Когда я пришел работать в театр в Махачкале, я сразу же получил хорошие роли, и хотя было достаточно неопытным актером, но на уровне интуиции ловил кое-какие моменты и поэтому ко мне нормально относились.

Я был самым молодым актером, и одним в своей возрастной категории, поэтому все роли молодых людей играл я. Мною были довольны, и я в 24 года получил первую актерскую категорию. Это, для сравнения, как на военной службе получить звание подполковника. Благодаря этому, у меня появилось мнение, что я все умею. Во лбу загорелась звезда, периодически почва уходила из-под ног, одним словом, «юное дарование».

Но когда я переехал работать в Кемерово, судьба повернулась ко мне тем местом, которого я не хотел видеть тогда и не хочу видеть сейчас и начала хлестать меня по моим звездам. В этом театре актёров одного со мной возраста было минимум десять, да и театр был более высокого уровня. Но самое пугающее было то, что большая часть этих людей, умела на сцене намного больше, чем я. Когда я начал вводиться в спектакли, уже на 3 репетиции я понял, что не тяну, вот тогда и началась паника. И только в течении года, я еле-еле вышел на тот уровень, который мне был нужен. Нужно было пересилить себя и сказать – «Ты бездарность, иди в репетиционный зал и работай!». Так что если в 25 лет, я считал что умею все, то сейчас, я считаю, что я умею 10 % того, что должен уметь.

- Где Вас водили творческие поиски, с того момента как вы закончили театральный ВУЗ и до того момента, как вернулись в Николаев в качестве актера?

После училища меня призвали в армию, поначалу я служил в Риге, в ансамбле песни и пляски Прибалтийского военного округа. К середине второго года службы всех срочников отправили по местам постоянной прописки, и я оказался в обычной военной части, в которой я познакомился со всеми «прелестями» солдатской жизни, приобретая боевой опыт в качестве «закидного» (кто был танкистом, знает) экипажа танка Т-62. Что такое техобслуживание после учений знаю не понаслышке. Служил я в Советске и там же пошел работать в театр.

В Махачкале я постиг науку распоряжаться средствами. Когда я получал зарплату, я шел в магазин и покупал 30 банок сгущенного молока. Банка стоит 55 копеек, в итоге я покупал их на 16 рублей 50 копеек, и это был мой стратегический запас на месяц.

Во время работы в театре г. Кемерово, я потерял свои «звезды», приобрёл жену и ребёнка, быть «великим артистом» стало труднее, поэтому не гнушался работать электриком, водителем, монтировщиком сцены, на гастролях разгружать вагоны. С теми временами связано много интересных историй, ведь именно разгружая вагоны в Перми, я, южанин, впервые «до отвала» наелся персиков. Также разгружали бананы и замороженные туши (туши не пробовал).

- Вы создатель театрального фестиваля «Homo Ludens» Человек Играющий. Что же побудило создать подобный фестиваль, и какие Вы имеете планы по развитию своего детища.

Форма работы театра до 90-х годов существовал такова – театральный сезон проходил на стационарной базе, а с мая по сентябрь был гастрольный сезон. Но последние 25 лет формат гастролей перестал существовать по финансовым причинам. Идея фестиваля в Николаеве существовала еще со времен Донезависимых, и по идее того времени театральный праздник должен был называться «Экология природы – экология души», но по ряду причин фестиваль не состоялся.

И вот, 8 лет назад, я начал звонить по театрам и говорить – «Приезжайте, у нас фестиваль!». А фестиваля ещё никакого не было, так, благие намерения и огромное желание, чтобы он был в нашем городе. Как говорил Суворов – главное ввязаться в драку! И вот при поддержке мэра Владимира Чайки на ассамблее Черноморского клуба было принято решение о создание фестиваля. Название фестиваля происходит из философской категории европейского культуролога Йохана Хейзинга – «хомо луденс» – человек играющий.

Наше нововведение – молодое жюри, состоящее из журналистов, которые в творческой беседе с корифеями из жюри основного набирается опыта. Я уверен, что в будущем это позволит иметь в Николаеве журналистов, которые смогут совершенно просто сделать профессиональный анализ любого спектакля. Ведь на данный момент, к сожалению, у нас в городе нет театральной «тусовки», в том числе и журналистской.

Скажите, пожалуйста, журналист профессия творческая, и если да – то в какой степени? И самый интересный вопрос, – какими качествами должен обладать современный журналист, чтобы таким именоваться и считаться?

У меня есть свое понимание профессионализма, наличие чести, справедливости, как и должно быть у каждого человека. Поэтому я глубоко уверен – человек обязан дорожить своей профессией и нести ответственность за сохранение ее положительного имиджа.

Журналист – это безусловно творческая профессия. Формирование морального уровня и гражданской позиции в обществе во многом зависит от журналиста. Уже второй раз на театральном фестивале «Хомо люденс» мы вводим жюри из молодых журналистов, для того, чтобы они познавали все тонкости театрального творчества. Журналист всегда должен знать предмет разговора. Доступность этой профессии на сегодняшний день дала возможность проникнуть в неё людям, не совсем имеющим право там работать.

Хотелось бы поговорить о спектакле «Свадебный марш». Как давно вы не выходили на сцену в роли актера и почему решили сделать это в данной постановке? Какой символ несет спектакль лично для вас?

Спектакль для меня – возможность не дать себе возможность, извините за тавтологию, соответственно своему возрасту успокоиться и почивать на лаврах. 10 лет я не выходил на сцену в качестве актера. За это время было много административной и хозяйственной работы, которая, к сожалению, не способствует поддержанию актёрской формы. Поэтому я решил, что надо взять себя за воротник, поднять и кинуть в репетиционный зал.

60 лет – время подводить итоги. Любите ли вы подводить итоги? Не собираетесь ли садиться за мемуары?

Не люблю! А что подводить? Ничего же не сделано! Хочется мне, чтобы я смог заниматься творческой работой. Ведь волею судьбы я вынужден нести крест административной работы, подчас проклиная её. В своё время я ушел из театра и за два года театр практически развалился (в 1996 году). Стоял вопрос о реорганизации театра, поэтому пришлось вернуться и поднимать театр. Мемуары писать не собираюсь, а вот сборник интересных историй – пожалуй.

- Традиционно, просим Вас дать напутствия читателям и всем желающим открыть и поддержать творческое в себе.

В первую очередь хочу поблагодарить тех, кто остался верным театру как таковому. Общение с людьми посещающими театр людей в нем работающих, это безусловно положительно воздействует на человека. Благодарю людей, которые понимают, что театр это организация, которая находится в постоянном поиске, и которые понимают, что не каждый спектакль может получиться. Благодарен я и тем людям, которые прощают нам какие-либо ошибки и недоработки. Многие театры, которые приезжают сюда, уезжают с восхищением от приема нашим зрителем. Наблюдая реакцию нашего зрителя, тонко чувствующего и тонко понимающего драматургию и то, что происходит на сцене, они дают высокую оценку работе наших театров. Любите театр…

Беседовал Андрей Javdet

0 коммент.:






Отправить комментарий