Баннеры

14 декабря 2012 г.

Мата Хари - жизнь длинной в два акта: от куртизанки и шпионки до чувственной и влюбленной


«…Моя дорогая, ни о чем никогда не говори с мужчинами.
Все, что ты ему скажешь, будет истолковано против тебя.
Люби его, если хочешь, греши ради него, если можешь,
умирай ради него, если у тебя получится.
Только не жди, чтобы он понял тебя......" 

У всего в нашей жизни есть две стороны, и даже, казалось, самые сильные люди, иногда расслабляются и становятся очень мягкими.  Такое перевоплощение всегда интересно и захватывает. Известная во времена Первой мировой войны  Мата Хари – обладательница образа роковой красавицы, куртизанки и женщины-шпионки была бесстрашна. Однако  в новом спектакле в Русском драматическом театре, премьера которого состоялась 8 декабря, зрители увидели ее с новой стороны, как чувственную и влюбленную. И вся ее жизнь пролетает в двух актах, где актеры, под руководством режиссера, воплотили эмоциональные и живые зарисовки.



Автор пьесы - современный российский драматург Елена Гремина. Для неё «Мата Хари» стала весьма удачной «пробой пера» в жанре пьесы. Будучи популярным в московских антрепризных театрах, по мнению режиссера пьесы Максима Голенко, произведение содержит в себе некоторые издевательские моменты над бульварными пьесами и над теми штампами, которые существуют в массовом сознании.  


Первая характерная сцена начинается с пробуждения от глубокого наркотического дурмана актрисы Клод Франс, которую сыграла актриса Елена Кошевая, воплощенного в сюрреалистичных тонах. «Мертвый» взгляд, шейный корсет и множество трубок от капельниц иллюстрируют упаднический способ существования. А податливость слуге, роль которого исполнил актер Руслан Коваль, показывают полную безвольность и опустошенность уже не юной Клод Франс. 



Стоит заметить, что роли актеров не сразу «читаются» в общем контексте повествования, но зритель не отвлекался от происходящего на сцене, ведь каждая мизансцена затягивала его внимание своей эмоциональностью и шармом.




Ярким примером такой эмоциональности служит первое появление Маргареты Гертруды Зеле, в последствии взявшей псевдоним «Мата Хари». Роль исполнила  Катерина Черноличенко.  Мы узнаем о её первом замужестве и первой любви, которой Маргарета отдалась полностью. Её избранником стал капитан Рудольф Мак-Леод, который был старше её на 20 лет. Актеры на сцене общались на языке эмоций, которые резко перемещались из крайне мажорных в крайне минорные тона. Актером Евгением Олейником был ярко показан характер капитана, его страсть к спиртному и срывающееся на жене зло и недовольство жизнью. Это был первый урок жизни, который начал превращать юную и влюбленную Маргарету в уже зрелую, опытную и закаленную ударами судьбы шпионку Мата Хари.




Необычайно характерным персонажем является Тапер – именно так его именуют создатели спектакля. Появляясь во многих сценах, он своим устрашающим видом и двумя протезами вместо руки и ноги выступал в роли глашатая многих задумчивых фраз и выражений, направляя зрителя в угодное для режиссера направлении. Его роль была исполнена актером Максимом Шипиным. Истинная роль данного персонажа открылась зрителю уже ближе к концу спектакля.


Явление зрелой Мата Хари – танцовщицы, добавило нотку восточной культуры в спектакль, как в музыкальном сопровождении, так и в цветовой палитре спектакля, в которую добавились теплые тона. Даже в таком откровенном образе в ней чувствовались переживания, связанные с судьбой раненного офицера, которого она любила, и деньги на лечение которого зарабатывала танцами.  



Танец с веерами с участием настоящего фонтана заставил удивиться зрительный зал такому оригинальному сценографическому решению. Центральный сценический объект – не то огромный рояль, не то лодка, упавшая на дно океана, так и не раскрыл свое истинное предназначение, оставив эту роль для воображения зрителя.



Таким техническим воплощением спектакль обязан автору сценографии Федору Александровичу. «Когда открывается занавес и сценография обладает только одним, явным значением, то это просто художественное оформление спектакля. Сценография должна побуждать в зрителе ассоциативные реакции. И вот такая неопределенность, которая обязательно должна существовать в сценографии, именно она и вызывает определенный интерес у зрителя. Важно сказать неопределенно, и тогда зритель додумает все остальное», - рассказал Федор Александрович.


Жизнь Мата Хари показана в данной постановке практически лишенной негативных сторон, влюбленной и по-детски простой. Не почувствовался образ роковой женщины шпионки. Ведь возможно, в реальной жизни, его также не существовало, и все это было выдумкой и ажиотажем СМИ? Как бы то ни было свою тайну она унесла в могилу. 






Не будем углубляться в сюжет спектакля, тут бесспорно лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Одно следует заметить, что спектакль держит  внимание от начала до конца и изобилует экспрессией и поистине яркими моментами. Главное за всей этой яркостью не потерять суть, довольно простую, но в то же время сложную, содержащуюся в строчках эпиграфа.

Спектакль, поставленный менее чем за два месяца, вполне можно назвать удачным, как по работе на сцене, так и по откликам зрителей. Были и некоторые недочеты, например как "не попадание" героев в свет прожекторов во время сцен с затемненным фоном, но от них можно легко избавиться всего несколькими репетиционными «прогонами». 


Автор - Андрей Javdet
Фото автора


0 коммент.:






Отправить комментарий