Баннеры

11 сентября 2012 г.

Стивен Кинг – гений или безумец? Часть ІІ. Больше драмы

«Людей привлекают истории» 
Стивен Кинг 

Стивен Кинг известен не только своими произведениями в жанре ужасов, фэнтези и мистики, но и драмами. 


Некоторые из них с налетом легкого мистицизма, другие очень психологичны, однако все они пропитаны горечью и переживаниями, как героев, так и читателей. Отчасти они рождены благодаря личному жизненному опыту, но, в большинстве своем, благодаря почти безграничной фантазии этого автора.


Начнем, пожалуй, с одного из наиболее известных фильмов-экранизаций, не то что произведений Стивена Кинга, а вообще – «Зеленой мили» 1999 года. Множество замечательных актеров оказались в составе данной картины, однако особенное внимание следует, конечно же, уделить Тому Хэнксу и Майклу Кларку Дункану.


Громадного чернокожего парня обвиняют в страшном преступлении – изнасиловании и убийстве двух девочек и приговаривают к смертной казни. Никто даже не задумывается над тем, что он может быть невиновным. Все осуждают его и ненавидят, пока некоторые не становятся посвященными в его возможности.




Он может лечить людей, впитывая в себя их болезни, перенося к себе всю их боль. Разве может человек с таким большим и добрым сердцем, с таким даром быть убийцей? Главный смотритель корпуса (Том Хэнкс) уже начинает сомневаться в этом. В фильме раскрываются несколько сюжетных линий, несколько точек зрения и характеров героев, каждый из которых по-своему завораживает, будь то отвращение к ненавистному смотрителю, или жалось и сопереживание к псевдоубийце. Картине характерны резкие контрасты сцен чудес и смертных казней, драматических и жестоких моментов, что заставляет зрителя сидеть перед экраном в напряжении каждую секунду. До последнего мига мы в ожидании: умрет ли тот, кто спасает жизни других? Это признанный шедевр мирового кинематографа и является таковым по полному праву.



 Следующей достойной картиной является фильм 1998 года «Способный ученик». В нем раскрываются такие темы как нацизм, детская жестокость, а также наказание и искупление вины. В главных ролях мы видим талантливого молодого актера, который уже, к сожалению, покинул мир живых Брэда Ренфро, и бывалого заслуженного «старого волка» Иэна МакКеллена. Молодой человек – школьник заинтересовался нацизмом чисто с исследовательской позиции, и заинтересовался настолько, что возомнив себя детективом, выследил старого нациста, который в надежде покончить со своим прошлым сразу выехал из Германии в США, и, сменив имя и фамилию, начал новую жизнь.


С тех пор прошел не один десяток лет, и старик уж никак не ожидал, что какой-то школьник выяснит его настоящую личность, и, взамен на молчание потребует детальных рассказов со всеми яркими красочными подробностями про ужасы нацизма. Оба вошли во вкус этих по-настоящему страшных бесед. Эта трясина жестокого прошлого затягивала все глубже и одного и другого. Оба они увязли в этом по уши. И если один – нацистский преступник, то второй стал тем, кто его покрывает. Тодд оказался действительно очень способным учеником, переняв от своего учителя главные уроки жестокости, безжалостности, хитрости и решительности, достаточной для совершения преступления.



Допустим, старик был таким всегда, просто он об этом забыл, а Тодд ему напомнил. Но сам парень? Скорее всего, это было у него в голове изначально, просто старик помог найти этому выход. Они стали достойными друг друга. Эта картина очень драматична. Чего стоит одна только сцена, когда старичок еврей узнает своего мучителя и убийцу своей семьи в концлагере. На самом деле фильм очень жуткий, все показывается поэтапно и резких смен кадров или событий почти нет, однако в этом-то и самое ужасное, что все это ожидаемо зрителем, ожидаемо в фильме, и ожидаемо в жизни.

Следующий фильм 2007 года «Мгла». Непонятный туман накрывает полностью небольшой городишко. Люди, застрявшие в супермаркете, среди которых и наш главный герой, вскоре понимают, что в нем скрывается что-то страшное, и всех, кто попытается выйти из магазина, ждет гибель. 


Данная картина очень интересна со стороны наблюдения за поведением определенного количества людей, закрытых на достаточно долгий срок, в закрытом помещении. Когда люди попадают в безвыходное положение, каждый ведет себя по-разному. Одни, стараются сбежать, несмотря на явную глупость такой затеи, другие найти себе приспешников, и, став их предводителем стать и своего рода библейским поводырем, иные же более практичны, и стараются найти выход из этого туманного лабиринта отчаяния. 


В супермаркете мы можем увидеть своего рода мини-общество, в котором есть самые разнообразные категории населения. В силу обстоятельств материально все равны, однако душевно уровень стабильности каждого существенно отличается. Также, важно упомянуть о том, что в таких ситуациях на человеке лежит ответственность за принятие разных решений, с которыми ему потом нужно будет жить. Последние мгновения фильма убеждают нас в том, что не всегда, когда мы видим перед собой лишь тупик, в нем нет потаенной дверцы выхода. Необходимо лишь найти ее. А на это нужно время, которое, зачастую, мы зря боимся потратить.

  
Следующей кинокартиной, которой мы уделим внимание, является «Мизери» 1990 года. Мизери – это имя героини книги, автор которой благодаря своей литературной плодовитости прославился и разбогател, выпустив целую серию книг о Мизери. Однако, решив, что настал момент, когда нужно уже перерасти этот авторский этап и написать что-то более серьезное, чем пару женских романов, Пол Шелдон пишет новый труд. Везя его в издательство, он попадает в снежный буран, и, в результате автокатастрофы становится страшно искалеченным. Какая удача, что его ярая поклонница Энни, которая к тому же медсестра, проезжавшая мимо, вытащила его из машины и спасла, привезя к себе домой!

 Она ухаживала за ним и его переломанными ногами, вывихнутым плечом и множеством ушибов. Энни прочла его новый роман, и она же заставила его сжечь свое детище, признав его непригодным после Мизери. Все ищут известного автора, пропавшего без вести, которого Энни держит в своем доме силой, и заставляет писать новый роман о Мизери, ломая ему ноги и мучая, если он «плохо себя ведет».




Когда женщина одинока и после развода в маленьком городке, ей не так много остается, кроме чтения женских романов. Мизери – любимая героиня, у которой в жизни случилось множество приключений, и которые Энни переживала вместе с ней. Но дело не только в этом, ведь Энни делала это и раньше, угрозы и убийства для нее не впервой. Она чувствует себя одинокой, а когда она со своими жертвами – она не одна. Новой любовью она сделала Пола, который только благодаря своей силе воли не помутился рассудком, проведя в ее доме, такое количество времени в качестве вынужденного гостя. Фильм очень достойный, драматичный и своего рода устрашающий. Отдельно хочется отметить игру Кэти Бейтс, которая сыграла в еще одной потрясающей экранизации по произведению Стивена Кинга «Долорес Клэйборн».


И сразу же о «Долорес Клэйборн» - кинокартине 1995 года. Это фильм, в котором Кэти Бейтс раскрылась совершенно по-другому. Она домработница и сиделка, которую несправедливо обвиняют сначала в убийстве своего мужа-алкоголика, а затем, и своей работодательницы. А несправедливо ли? Неужели так ужасно избавиться от своего мужа, который бьет ее, крадет все деньги и домогается дочери?

 А от своей работодательницы, которая измывалась над ней 20 лет? Родная дочь ее ненавидит, обвиняя во всех грехах, даже не выслушав. Жизнь у Долорес выдалась несладкая. Да еще придирчивый следователь изводит ее, все время намеками на преступления. Это история одинокой женщин, которая находила в себе силы заботиться о других, о своей дочери, о Вере, забывая о себе. 



Она делала все для блага любимых ею людей. Она могла пойти на адский труд, на унижения, на пренебрежение собой, на преступления. «Иногда быть стервой – единственный способ защиты для женщины» - говорят все героини данного фильма в свое время, и с этим не поспоришь.



Следующая картина – «Буря столетия» 1999 года. Данный мини-сериал повествует о жизни небольшого городка, расположенного на маленьком острове. Все друг друга знают. Этот остров настолько маленький, что полицейский участок находится в здании супермаркета. Хотя это и не удивительно, учитывая, что последнее убийство на нем было совершено уже никто даже не помнит когда. Незадолго до того, как происходит стихийное бедствие – буря столетия. На острове появляется таинственный незнакомец.


Он убивает ни в чем неповинную старушку, и, даже не пытается скрыться с места преступления. Попадая в заключение, он каким-то невообразимым способом заставляет людей совершать ужасные поступки по отношению к себе и к другим –самоубийства и убийства. Оказывается, что он знает все про всех жителей этого городка, про их прошлое, их будущее, их явное и тайное.



Он пришел в этот город с определенной целью и выполнит ее во что бы то ни стало. Жители острова должны помочь ему, иначе погибнут. Однако, для выполнения его страшного задания, они должны переступить через себя и свои моральные ценности. Некоторые это делают быстро, ведь знают, что иначе умрут, другие же, несмотря на это жуткое знание, сопротивляются как могут. Так какова же цена жажды жизни? Смерть кого-то другого или последующая жизнь с постоянным ощущением, что смерть дышит прямо в затылок? Сериал атмосферный, и, как это не трудно, учитывая его продолжительность, но смотреть его лучше весь и сразу. Единственная проблема – на наш взгляд, он немного затянут.
 
Пришло время кино-сравнения двух экранизаций одноименного произведения Стивена Кинга «Кэрри» 1976 и 2002 годов. Большинство сходится на том, что обе постановки равнозначно хороши, но мы найдем в себе смелость с этим не согласиться. Да, Анджела Беттис отличная актриса, однако, она существенно проигрывает Сисси Спейсек – главной героине фильма 1976 года, которая естественно вжилась в данную роль, героиня Анджелы же получилась ненатурально-дерганная. Естественно, что спецэффекты в фильме 2002 года много лучше предыдущей экранизации. Но не это ведь главное.


Мать-фанатичка в фильме 1976 вышла настолько устрашающей, что трудно было сглотнуть при сценах ее общения с дочерью. Как может мать так мучить своего ребенка, карая за грехи, которых та не совершала? Из-за такого ужасного воспитания Кэрри становится отшельницей и изгоем в школе. Очень хорошо показаны ее взаимоотношения с одноклассниками, их пренебрежение и взгляд свысока на нее лишь потому, что она не такая как все. Кэрри открывает в себе телепатический способности, и после страшной обиды – грубой шутке над ней на выпускном балу решает покарать всех виновных, в том числе и свою мать. В данном фильме мы видим к чему могут привести крайности во всем: в воспитании, в издевательствах и глупых шутках, в обиде, в вере…

И напоследок немного о фильме – еще одном, не побоимся этого слова, шедевре экранизаций – «Побег из Шоушенка» 1994 года. Фильм смотрится на одном дыхании. «Страх делает тебя пленником. Надежда дает тебе свободу» - говорит нам слоган данной кинокартины и полностью отражает ее суть. Несправедливо осужденный за убийство своей жены и ее любовника Энди отправляется отбывать пожизненное наказание в тюрьму Шоушенк. Просвета, казалось бы, нет. Он – бывший вице-президент крупного банка, втирается в доверие директору тюрьмы, который непрочь провернуть некоторые финансовые махинации вместе со своим новым другом – банкиром.


В тюрьме, все же, помимо этого, Энди живется несладко. Однако, вскоре он обретает нового друга, настоящего друга, которому будет рад и через много-много лет. Дух и силы главного героя питает лишь жажда свободы и надежда все-таки на то, что он этого достигнет. Поскольку законными способами ее обрести невозможно, он придумывает план побега. В данном фильме показана не только судьба Энди и его друга, директора тюрьмы, но и других заключенных, виновных и невиновных, негодяев, и приличных людей. «Сначала ты ненавидишь эти стены, потом — привыкаешь, ну а когда просидишь здесь достаточно долго — получается, что ты от них зависишь». Кто-то жаждет и может избавиться от этой зависимости, а кто-то нет, боясь настоящей жизни на свободе, как бы странно и страшно это не звучало.


Фрэнк Дарабонт – замечательный режиссер, создатель «Зеленой мили», «Мглы» и других экранизаций произведения Стивена Кинга, в том числе и «Побега из Шоушенка» в данной картине постарался действительно на славу. Все в фильме дополняет друг друга – актеры, музыка, атмосфера безысходности и в то же время дикая надежда увидеть «живой» Тихий океан. Этот фильм, как никакой другой, заставляет зрителей сопереживать героям и надеяться вместе с ними.
«Если вы спросите у редактора, в чем заключается наивысшее наслаждение, он ответит вам, что оно - в том моменте, когда к вам на стол, как роскошный рождественский подарок, неожиданно ложится великий рассказ или роман» - поделился однажды Стивен Кинг своим мнением. Благодаря таким рассказам и романам замечательного многогранного автора – мастера ужаса и драмы, мы можем насладиться и великими их экранизациями.

Приятного просмотра!
Автор: Нона Бабаева
Фото: интернет

0 коммент.:






Отправить комментарий